Проблематика цветовых предпочтений в обуви у мужчин старшего и пенсионного возраста
Автохтонное предпочтение обуви чёрного цвета, наперекор погодным условиям, правилам хорошего тона и просто здравому смыслу, отличает российских мужчин пожилого возраста и лиц, считающих себя таковыми. Это статистически достоверное явление сложно объяснить простой модой, укоренившимися привычками или предрассудками. Налицо сочетание влияний коллективного бессознательного, психосексуальных факторов и отголосков официальной советской пропаганды второй половины XX века. Сами представители «поколения Гагарина» не слишком охотно идут на контакт. Часто они просто не могут должным образом проанализировать собственную мотивацию и определить глубинные причины нездоровой привязанности к чёрному цвету в обуви. Приходится продираться через фрустрированные дебри подавленных эмоций, давно забытых желаний и бессознательной символики, впитанной с молоком матери.
Факторы, в разной мере повлиявшие на влечение пенсионеров к чёрной обуви.
- Навязанная извне маскулинизация обуви чёрного цвета. Когда нынешние пенсионеры были молодыми, чёрный цвет главенствовал в обуви привилегированных кластеров советского общества - партийной номенклатуры и военных. Эти группы отличались избыточным достатком и более высоким качеством жизни по сравнению с другими классами и прослойками тогдашнего социума. Военные и молодые (как и немолодые) номенклатурщики были самыми завидными женихами для непритязательных советских барышень. Поэтому, независимо от осознанных желаний, в психике пенсионеров (тогда ещё вполне себе молодых людей) укоренился стереотип, накрепко детерминирующий обувь чёрного цвета как идентифицирующий атрибут желанных альфа - самцов. Способных заполучить любую красавицу.
- Из того-же времени проистекает отчётливая сакрализация обуви чёрного цвета как обязательной составляющей образа настоящих мужчин. Строителей коммунизма - авангарда человечества и т.д. и т.п.. По умолчанию чёрную обувь носили настоящие - достойные уважения и подражания мужчины. Мужчины, на которых хотелось быть похожим, которые не подведут и с которыми можно смело "идти в разведку". В противовес строгим и скромным носителям чёрной обуви существовали и дегенераты.
Спекулянты, фарцовщики, прогнившая и морально разложившаяся творческая (гуманитарная) интеллигенция и прочие отбросы общества. Эти отщепенцы стремились быть и выглядеть не «как все» и обувь "не чёрного" цвета была одним из инструментов их самоидентификации.
- Усталость от жизни, желание максимально упростить тягостные процедуры подбора бытовых мелочей. Эти мелочи (обувь в числе прочих) давно не генерируют удовольствие от выбора/покупки/обновки/обладания, а лишь отнимают деньги. А в случае ошибки могут причинить долговременные дискомфорт и боль. Особенно сильно этот ограничивающий выбор сценарий воспроизводится у мужчин, неоднократно обманутых непорядочными торговцами. Они пережили унизительный период бедности и неуверенности в себе и в завтрашнем дне, характерный для последнего десятилетия ΧΧ века.
- Навязанный недобросовестной рекламой и «сарафанным радио» стереотип, что чёрный цвет обуви подходит ко всему и «всегда в моде». Этот фактор часто работает в паре с предыдущим абзацем, подавляя рефлексию по поводу собственной «устарелости» и отставания от жизни. Пожилые мужчины часто чувствуют себя социальными аутсайдерами. Они стремятся заслониться от быстро меняющейся жизни путём ревностного следования сакральному кодексу неписанных правил. Никогда не подвергаемого сомнению и установленного раз и навсегда. Из тех-же комплексов проистекает и показное религиозное рвение разной этиологии.